500 лет Реформации

В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Рим.1:17

В этом году в эти дни человечество отмечает 500 летие Реформации. Это историческое событие оказало на историю огромное влияние. От веры горстки людей в мире начался новый этап развития.

Но мы должны понимать, что такое мощное движение, затронувшее каждого человека в старом свете и оформившее во многом облик нового света не могло возникнуть на пустом месте.

В Европе на протяжении веков появлялись группы верующих, искавших исконной чистоты веры. Тысячи людей стремились вернуться к евангельским принципам построения общества верующих, основанных на слове Божьем.

В период между 12 и 15 веков стали известными группы инакомыслящих: во Франции Петр де Брюи За все это он был осужден на сожжение.

Генрих Лозанский, тоже француз выступал против коррупции среди духовенства. Был брошен в тюрьму, где и умер.

Альбигойцы или катары — известная и очень многочисленная секта юга Франции с 12 века. Они выступали против учения о чистилище и поклонения образам. Признавали авторитет нового завета и прикладывали много усилий для его распространения. Против них был организован крестовый поход и они были истреблены.

Лионский купец Петр Вальд. Отказался от имущества. Создал общество лионских бедняков, целью которого было распространение писания на родном языке. Когда Церковь не дала разрешение на это служение, вальденсы объявили себя независимыми от церковной власти. Гонения загнали их в глухие долины Альп между Францией и Италией, где через несколько столетий они объединились с протестантской реформацией.

Джон Уиклиф проф. Оксфордского университета. Был один из ведущих теологов 14 века. Активно выступал против церковных учения, обрядов и злоупотреблений. Будучи уверенным в превосходстве Писания над преданием, он перевел Библию на английский язык. После смерти объявлен еретиком.

Одним из тех, кто воспринял идеи Уиклифа был молодой ректор Пражского университета Ян Гус. Поначалу его желание реформировать церковь находило поддержку церковного руководства. Но только до тех пор, пока он не стал открыто проповедовать идеи Уиклифа. В 1411 г его отлучили от церкви, а в 1415 году его сожгли на костре, как еретика. Иоганн Вессель — не так известен, но тоже критиковал основные положения католицизма. Многие его убеждения были восприняты Лютером.

Мы также понимаем, что Такое мощное социально-экономическо-политическо-религиозное движение не могло возникнуть старанием одного человека. Но в тоже время любое заметный исторический процесс запускается видением, мечтой одного человека. В истории Божьего народа так оно всегда было: пророки, возвращающие израиль к Богу; Иисус Христос; совершивший наше спасение и заложивший фундамент Своей церкви; апостол язычников Павел; Августин — авторитет всех церквей.

Бог любит так делать. Это Его излюбленный метод. Знаете почему Бог так делает? Чтобы никто не присвоил себе Его славу! И чтобы мы видели, кто управляет миром и всеми процессами в нем.

«Но [Господь] сказал мне: `довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи`. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». 2Кор.12:9-10.

Бог использует одного человека, зажигает его мечтой, страстью чтобы перевернуть мир. Знаете чем характеризуется среди прочего наш век? И церковь современная? Отсутствием страсти, огня в сердцах.

Уже довольно давно этим миром правит интерес, а не идея. Сегодняшние герои не отважные рыцари, отчаянные и принципиальные безумцы, а спекулянты и брокеры, а успех стал главным мерилом ценности человека.

Но сила одного могучего война нужна только вначале, выполнить роль стартёра. Затем, вокруг такого человека собирается группа единомышленников, которых привлекает Господь. Для того, чтобы изменить мир, Богу не нужна толпа Богу нужен только один человек. Но такой, который будет Ему вполне преданным. Один человек, готовый к тому, чтобы бросить вызов и Бог чудесно использует такого человека в своем плане. Так случилось с Мартином.

Непосредственно перед выступлением Лютера просвещенному миру явились несколько человек, подготовившие почву Великой Реформации, но к ней не примкнувшие.

Среди них были: немецкий ученый, исследователь еврейского языка — Иоган Рейхлин. И Голландский ученый немецкого происхождения Эразм Роттердамский – самый популярный автор того времени. Эразм впервые опубликовал первый печатный Новый Завет на греческом языке. Это издание вскоре ляжет в основу многих переводов на другие языки.

Но не только интеллектуалы видели испорченность и гниение церкви. Обычные люди не находили уже в церкви утешение и ответов на свои насущные вопросы. Коррупция, продажа церковных должностей (симония), взятки в церковных судах, а также распутный, двуличный образ жизни пап и клира порождало недоверие к церкви и резкое недовольство, особенно в провинциях, в том числе в Германии.

Вначале своего пути Лютер был заложником царивших заблуждений, что оправдание можно заслужить добрыми поступками, примерной жизнью и участием в церковных таинствах. А Бог – это строгий судья, который судит человека по его поступкам.

Однако это не помешало Лютеру стать священником. В следующем году он был переведен в монастырь в Виттенберге. Там он стал преподавать логику и физику в новом университете. А вместе с этим изучал там и богословие. В результате подготовки курса лекций, по изъяснению Псалмов и посланий Павла, Лютер пришел к открытию.

Он наконец пришел к выводу, что Христос – это, в первую очередь, не грозный Судия, осуждающий грешников, а Искупитель, принявший крестную смерть за них.

Рим.3:20-22. «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия».

И далее: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде»… «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».

С этого времени основными положениями его богословской системы или 5-ю столпами протестантского богословия стали sola fide, «оправдание только по вере», sola scriptura, то есть, Писание является единственным авторитетом в духовных вопросах; sola Christus — только Христос; sola gratia (только благодать). Благодаря только лишь ей мы получаем от Бога оправдание. И soli Deo gloria — только Богу слава.

Как известно, в последний день октября 1517 года Лютер вывесил у дверей церкви тезисы на латинском языке, приглашая богословов к их обсуждению. Такая там была традиция. Они включали 95 пунктов, поэтому и получили название Девяноста пяти тезисов.

Целью этого шага было только показать Папе те злоупотребления, которые допускали

нерадивые служители. Но это событие стало началом Реформирования Церкви.

Сам папа не отнесся серьезно к новостям из Саксонии и заявил: «Когда этот пьяный немец протрезвеет, он ужаснется тому, что написал».

Но Лютер не трезвел. Он терпеливо излагал свои доводы все в новых и новых книгах. Круг людей, принимавших взгляды Лютера, расширился. Казалось, папа не осознавал размеры народной поддержки Лютера в Германии.

Поддержка Лютера приобрели такие размеры, о которых и не помышлял виновник и не собирался придавать своему выступлению такой масштаб. Все, что он хотел — изменить и отменить некоторые положения и практики церкви, которые противоречили Евангелию.

Но когда Римская церковь отвергла все, что он предложил, основываясь на Слове Божьем и здравом смысле – разрыв с Католической церковью стал неизбежен.

Он заявлял: «…Мы не обновили проповедь, а лишь возродили старое и твердое учение апостолов … Мы ничего нового не хотели узнать или привнести в христианство, мы лишь поспорили и поговорили о старом. Но Это мы сделали: мы нашли все то, что Папа скрыл своим лишь человеческим учением. Все, что было скрыто толстым слоем пыли и оплетено паутиной, мы милостью Божией воскресили, очистили, стряхнули пыль и вымели сор, чтобы оно вновь засверкало и все смогли увидеть … Все, что дал Христос для спасения».

Уже через два года взбунтовавшегося монаха поддерживало множество немецких ученых и богословов. Кроме этого многие германские князья поддержали его. Около сотни рыцарей, предоставили в распоряжение Лютера свои замки, пообещав защищать его от любых посягательств. Эта поддержка была очень важна для Лютера, который справедливо опасался, что Рим поступит с ним так же, как в свое время с Гусом и другими правдорубами.

Десятки типографий печатали его произведения. Каждое новое сочинение Лютера мгновенно распространялось по стране и шло нарасхват.

В апреле 1521 года император священной римской империи Карл V прибыл в древний германский город Вормс. Здесь на специально собранном сейме рассматривалось дело Лютера. Народу в зале замка было столько, что многим князьям приходилось стоять.

Лютер выстоял и не предал своих убеждений, однако теперь перед ним явственно забрезжил костер инквизиции.

Избежав ареста Лютер вынужден был скрываться в замке своего покровителя и там в рекордные сроки наш беглый ученый перевел с греческого на немецкий язык весь Новый Завет. Это был первый перевод евангелия на немецкий язык. Он стал доступным не только какой-то касте «посвященных», нет, практически каждый мог купить его. Позже вся Библия, была переведена им с оригинала на немецкий язык. Да так переведена, что Лютер утвердил при этом нормы общенемецкого литературного языка.

К середине XVI века вся северная Германия стала лютеранской. Очень сильным лютеранство было в Богемии, Польше и Венгрии, а также в Скандинавии.

Однако, Реформация связана не только со своим основателем. Были и другие, не менее значимые для нее вдохновители. Не менее авторитетно имя Жана Кальвина. В отличие от Лютера – Кальвин родился в знатной и богатой семье в 1509году. Получил превосходное образование в ПарижеОрлеане и БуржеГде изучал гуманитарные наукиправо и богословие. Готовился стать священником.

В 1532 году он получает докторскую степень и знакомиться с сочинениями Лютера. Постепенно Кальвин и сам примкнул к евангельским христианам. Скрываясь от преследований в Базеле (север Швейцарии) он преподает богословие, участвует в переводе Библии на французский язык, много пишет и выпускает первое издание большого труда под названием «Наставление в христианской вере».

Возвращаясь из поездки по Италии в Базель 1536 году Кальвин вынужден свернуть из-за боевых действий с прямой дороги и добираться до Базеля окружным путем, через Женеву. Не собирался он идти в Женеву, но война, заставила его сменить маршрут.

Кальвин остановился в гостинице Женевы на одну ночь, но задержался в городе до конца жизни. С одним перерывом. Люди, проводившие протестантские реформы в городе уговорили его остаться, чтобы почитать курс лекций по богословию. Кальвин, к тому времени уже известный ученый и богослов соглашается.

Его заслуга состоит прежде всего в строительстве евангельской церкви. Взяв за образец Новый Завет и древнюю церковь, Кальвин создал в Женеве такую церковную организацию, которая впоследствии стала нормативной для реформатских церквей во всем мире. Его система получила название «пресвитерианской».

Отличие лютеранской и женевской моделей церкви в том, что они Стремясь построить идеальное общество на основании Слова Божьего, по сути создавали новые государственные церкви. Они так и называются магистратскими, то есть работают в сотрудничестве с правительствами и магистратурами.

Целью Кальвина было создать общину верующих, которые не просто собирались бы на воскресное богослужение, чтобы славить Бога и получить назидание, но старались всю свою жизнь превратить в служение Богу. 

Кальвин смог довести до конца дело Реформации в качестве преемника Лютера в Западной и Центральной Европе.

Кажущийся черствым и упрямым, Кальвин в жизни был преданным другом и хорошим мужем.

Вплоть до сегодняшнего дня сохраняет значение обширное литературное наследие Кальвина. Он не только проповедовал, обучал детей, студентов и взрослых, но и очень много писал – толкования почти на все книги Ветхого и Нового Завета, теологические трактаты, поучительные и назидательные письма. Его главные идеи были изложены в уже упомянутом трактате «Наставление в христианской вере». Этот труд Кальвин переписывал и дополнял несколько раз, пока он не разросся до четырех томов. 

Это самое важное вероучительное сочинение за всю историю Реформации и самая обширная и исчерпывающая богословская система за всю эпоху от Фомы Аквинского до наших дней. Она остается самым ярким образцом протестантской мысли. 

Два крупных реформатора церкви – такие разные люди, из разных сословий, с разным опытом, пришедшие к Богу совсем разными путями, были одинаково преданны делу всей своей жизни. Однажды уловлённые Божьим Словом, истиной, они стремились донести ее всем. Им стоило это огромных изнурительных трудов, здоровья, это требовало много мужества и любви, но они довели с Божьей помощью до конца свое дело.

Из Нового Завета мы узнаем, что Господь Иисус Христос является единственной и достаточной причиной нашего оправдания, прощения, искупления и спасения. Единственным условием выступает наша вера. Вера в единственную и достаточную жертву Божьего Сына. Других условий нет.

Лютер начал Реформацию, Кальвин и многие, многие другие продолжили и закрепили успех. Реформатские идеи оказали огромное влияние на такие страны, как Германия и Швейцария, Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды, Англия, Шотландия, Северная Ирландия, Венгрия, Чехия, Северная Америка, а в последнее время Южная Корея и Южная Америка. Они несут на себе отпечаток того влияния, которое оказали Лютер и Кальвин на мир 500 лет назад.

Авторитет Писания выше церкви, спасение только верой, по Божьей благодати, демократическое устройство церкви. Церковь – это не институт или учреждение, а духовное тело; спасение – не временный, а дар Божий навечно. Библия должна стать доступной каждому верующему, и каждый верующий – есть священник перед Богом. Вот простые истины, известные сегодня любому евангельскому верующему. Они стали доступны благодаря вере, любви и верности своему призванию первых Реформаторов.

Библия, доступная абсолютно каждому человеку, переведенная на тысячи языков всего света. Благодаря открытию Библии вновь, стали возможными преобразования в Церкви и в мире.

Реформация продолжается и развивается. Но чтобы понять, что такое Р, нужно самому пережить ее, реформацию своего Сердца и души. Подобно Лютеру, Кальвину, и тысячам других подвижников, которые приняли Радостную весть и не смогли молчать. Реформация продолжается и сегодня она случается со всяким, кто искренно хочет узнать Бога.

Пусть слово Божье Сопровождает вас и даст свершиться реформации вашего духа!

В завершении я хотел бы поделиться с вами заветомоставленным главным реформатором: Жить нужно таккак будто Иисус умер за нас вчеравоскрес сегодня и придет завтра!

Данный сайт создан MediaTeam  с 
  для церкви "Примирение"