Справедливость

Справедливость

Справедливость. Все хорошо знают, что это такое и по отношению к кому её нужно применять.

 

Платон (427-347 гг) связывает справедливость в первую очередь с пользой для государства. «Справедливое полезно». Справедливо ли это? Смотря кому… Государству да, а человеку, попавшему в положение между своим интересом и полезностью для государства…, наверное, нет.

 

Здесь есть два подвоха: что если у руля государства встает не правитель-философ с высокими идеалами, а человек, цель которого только власть сама по себе? А вдруг, принципы справедливости, принятые в его время, изменятся… и то, что Платону казалось справедливым, станет неуместным?

 

Каждое государство заинтересовано в построении законопослушного общества, каждый член которого уважает его и живет по закону. Но в то же время в обществе проповедуется опасная философия относительности — релятивизм. Она отрицает наличие объективной истины, справедливости. Но частная, относительная справедливость, не может стать надежным критерием в суде или в поиске истины.

 

Но есть альтернативная концепция справедливости. Это не плод человеческих размышлений, а Божье откровение. И поэтому эта концепция претендует на абсолютную и единственно-верную трактовку справедливости:

«Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость» (Пс.82:3).

«И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове» (Пс.99:4).

«Ибо слово Господне право и все дела Его верны. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля». (Пс.33:4-5).

 

Но разве справедливость — достаточное средство для борьбы со злом? Нет, и уж тем более её недостаточно для ПОБЕДЫ над злом. Человеческая идея справедливости убила больше людей, чем все мировые эпидемии. Что же делать с проблемой зла?

 

Ограничив своё сознание категорией страха или справедливости, нам некуда дальше расти. Это потолок. Там нет потенциала для роста, для подражания Христу. Это простейший уровень развития личности. Первый. Самый примитивный, начальный, понятный человеку, который движется лишь собственной выгодой, личными интересами и страхами. Поступил с кем-то по своим представлениям о том, как будет справедливо или пусть даже по представлениям закона о справедливости… Ты удовлетворён, противник раздавлен, а внутри пустота…

 

Однако, Бог даже по отношению к отпетым грешникам проявляет милосердие, а нас зачастую хватает только на справедливость.

 

Милость или милосердие — второй уровень. Никто в здравом уме не желает быть осуждённым по закону справедливости в случае нарушения закона, но все мы жаждем, чтобы закон справедливости обрушился на наших противников, в то время как мы получили бы милость. Не очень справедливо.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

 

Быть побежденным злом — значит не прощать и воздавать злом в ответ на зло, но милость разрывает этот порочный круг. Если лучше справедливости вы не знаете метода взаимоотношений с окружающими и требуете её по отношению к другим, то вам нужно меняться, потому что «милость превозносится над судом» (Посл. Иакова 2:13). Оказывая милость, мы как бы принимаем, терпим людей, но есть ещё и третий, высший критерий мотивации: любовь, отдача себя, своего, личная искренняя заинтересованность в благополучии ближнего.

 

Христос провел грань между справедливостью и любовью:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф.5:43-44).

 

В обычном понимании, победить – значит ликвидировать врага. В христианском понимании победить – значит завоевать его сердце. Любовь обезоруживает, а справедливость вооружает. Вот почему Христос велел подставить щёку, ударившему тебя, и отдать не только рубашку, но в придачу и верхнюю одежду.

 

Ибо Христос принес в мир, разрываемый жестокостью, эгоизмом, равнодушием и справедливым возмездием, возможность, потенциальную силу примирения, которая работает, если мы готовы принять Его прощение. Если мы захотим жить не по закону справедливости, а по закону любви.

«Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16: 14).

 

Данный сайт создан MediaTeam  с 
  для церкви "Примирение"